Зимние шины – вещь не только нужная но и обязательна по законодательству. Сезонная замена резины может не потребоваться разве что тем, кто по старинной привычке ставит машину в гараж на зимнее хранение. Всем прочим потребуются зимние покрышки, поскольку транспортный поток и действующее законодательство не оставляют иных вариантов. Никакие всесезонные шины зимой не помогут, а летние не просто откажутся адекватно служить по снегу и льду, но и потеряют важнейшие характеристики при снижении температуры. Даже на сухом чистом асфальте они утратят как продольные, так и поперечные способности цепляться за покрытие. Таковы свойства резиновой смеси их протектора.

Сложности при выборе резины

Надеяться на консультации продавцов можно, но нежелательно. У них свои приоритеты, в первую очередь надо сбыть имеющийся на складе, особенно неликвидный, товар. Сделать оптимальный выбор в таких условиях не очень реально. Поэтому будет полезно разобраться в особенностях той или иной резины самостоятельно. Информации сейчас более чем достаточно, к сожалению, иногда противоречивой. Но законы физики и особенности категорий зимних шин неизменны.

Укрупнённо все зимние покрышки подразделяются на шипованные и фрикционные, называемые обычно липучками. А далее варианты дробятся на более уточнённые:

• премиальная резина, отличные характеристики, долгий срок службы, известные бренды и высокая цена;
• шины среднего класса, уступающие совсем немного высшей категории, но имеющие вполне приемлемые характеристики, часто и превосходящие в отдельных дисциплинах зимних шинных тестов;
• дешёвые покрышки от малоизвестных или заведомо бюджетных производителей, рассчитанные на применение в условиях жёсткой экономии, хотя они однозначно лучше, чем летние и всесезонные.

В первую очередь надо определиться, нужны ли шипы. Поможет этому знание механизмов работы двух основных типов зимнего протектора, а также чёткое понимание, по каким дорогам предполагается ездить большую часть пробега.

Нешипованная резина фрикционного типа

Такие покрышки обладают комплексом свойств, как видимых внешне, так и заложенных в конструкторскую и химическую проработку структуры шины.

1. Прежде всего, это состав и характеристики резиновой смеси, использованной в протекторе. Зимняя фрикционная резина обязан быть мягкой при любой температуре, от небольшой плюсовой и до предела, за которым под сомнение ставится эксплуатация автомобиля в целом. Для этого в состав добавляются вещества на основе соединений кремния (силикона), смесь уменьшает свою зависимость от понижения температуры. Кроме того, конструкторы идут на чисто структурные хитрости, помещая в смесь абразивные компоненты, делая её микропористой или даже добавляя органические частицы, способные поглощать влагу. Технологии не стоят на месте, принимая неожиданные, но затем выглядящие очевидными формы.
2. Рисунок протектора играет аналогичную по значимости роль. Изначально он ориентировался на получение максимального количества острых кромок, где было сконцентрировано давление на лёд. Это привело к устоявшейся структуре из небольших ламелей, разделённых глубокими прорезями. Общая глубина достигает 10 миллиметров и более. Кроме того, имеются и прорези пошире, способные отводить из зоны контакта воду и мокрый снег.
3. Подобная форма и высота ламелей плохо сказываются на управляемости, связь с поверхностью улучшается, но падает жёсткость между разными уровнями протектора. Побеждают это вводя в структуру сложную сетку перемычек между ламелями и шашками протектора, оптимизируя жёсткость по всей высоте протектора до брекера.

Фрикционные «липучки» будут хорошо работать по очищенным дорогам со свежевыпавшим или тающим снегом. Также они станут оптимальным вариантом при дожде или сухой погоде, но в условиях низких температур, от плюс 5 градусов и меньше.

Совет. Не стоит надеяться на хороший контакт такой резины на чистом льду и заснеженной дороге с ледяной накатанной коркой. Там помогут только шипы.

Шипованные зимние покрышки

Существует мнение, что установить шипы можно на любую шину. Действительно, это так, но они там долго не продержатся и правильно работать не будут. Шипованная шина должна быть специально разработана для этой цели. Особенно современные модели со сложной технологией ошиповки.

Качественная шипованная резина гражданского назначения – это модели с плавающими шипами. Они хорошо себя чувствуют на всех типах покрытий, вплоть до сухого асфальта. А материал шипов обеспечивает их долговечность одновременно со способностью вгрызаться в лёд, обеспечивая надёжный зацеп. Правильная шиповка разрабатывается по ряду направлений:

  • материал шипов, твердосплавные наконечники и мягкая оболочка со свойством самозатачивания;
  • форма острия шипа, многогранные и конические наконечники;
  • крепление шипов в протекторе, всевозможные подкладки и армирующие структуры для утапливания и надёжного удержания;
  • структура и состав протектора, покрышка работает не только шипами;
  • количество шипов, компромисс между зацепом и шумностью;
  • расположение их по поверхности, создание максимальной площади контакта и предотвращение резонансных шумов.

Важно! Самостоятельная ошиповка не превратит любую покрышку в зимнюю, такой самообман небезопасен и обычно приводит лишь к потере времени и средств.

Выбор резины

Ориентироваться при выборе следует в первую очередь на данные независимых шинных тестов. По их информации можно сделать выводы об отличиях последних моделей лучших брендов, таких как Michelin, Nokian, Bridgestone или Continental от наступающей на рынок продукции развивающихся компаний из Азии. Возможно более дешёвые шины не так уж и плохи, зато позволят сэкономить значительную сумму.

Часто малоизвестные производители копируют знаменитые модели и технологии, добиваясь в этом успехов. Многие компании переносят производство в Россию, как под своим именем, так и создавая новые бренды. Объективная информация поможет в этом многообразии разобраться, заодно узнав немало интересного о технике работы шин различных типов в непростых условиях отечественной зимы.