Шипованные шины, согласно правилам дорожного движения, при эксплуатации транспортного средства в зимний период, совсем не обязательны. Вполне достаточно простой зимней резины с хорошим протектором. Так для кого же тогда их выпускают?

В Финляндии, например, законодательством установлено обязательное использование шипованных шин. У нас такие требования не регламентированы. Каждый автовладелец сам выбирает, какой тип резины установить на автомобиль.
Кто-то полагается на собственное мнение. Другие советуются с более опытными водителями. Рассмотрим экспертную оценку использования шипованной резины.

Как работают шипы?

Протектор шипованной резины состоит из двух слоев:

  • Наружный – из более мягкого материала, для обеспечения сцепления с дорожным покрытием
  • Внутренний – из более твердого материала, для удержания шипов

Шипы вставляются в отверстия специального профиля на подушечку из мягкой резины. Таким образом, при движении автомобиля по асфальту, шип под давлением прячется в протектор. На льду, меньшей плотности, сердечник продавливает поверхность и обеспечивает сцепление с дорогой.
На мокрой дороге или дробном льду работает протектор. Через канавки выводит воду и куски льда из-под колес. Шипы в этом случае не работают.

По снегу работают шипы и протектор. Сердечник цепляется за снег, повышая проходимость, протектор обеспечивает прилипание резины к поверхности. Схема расположения шипов разработана так, чтобы каждый последующий сердечник не попал в след предыдущего.

Классификация шипов

Единой классификации шипов не существует. Их принято различать по устройству, материалу и внешнему виду.

По способу производства:

  • Штампованные – изготовление детали из проката под давлением.
  • Точеные – каждый шип обрабатывается отдельно. Цена – выше.

По устройству:

  • Цельные – отливаются из твердых сплавов
  • Составные – состоят из двух элементов: корпуса и сердечника

Корпус предназначен для удержания шипа в шине. Сердечник – для сцепления шины с дорожной поверхностью.

По материалу:
Корпус изготавливают из стали, пластмассы или алюминия.
Стальные – самый простой и надежный материал. Высокая подверженность коррозии влияет на срок службы шины. Тяжелые – весят 1,1 гр. Запрещены в ряде стран.
Пластиковые – самый легкий материал, вес – 0,7 гр. Не выдерживают высоких нагрузок. Малый срок службы.
Алюминий легированный – легкий, прочный материал, устойчив к коррозии. Низкая износостойкость. Наиболее распространенные.

Материал сердечника – вольфрам, иногда с примесью кобальта. Легкий, прочный, устойчивый к истиранию материал.

По количеству фланцев:
Назначение фланца – предотвращение попадания между корпусом шипа и резины агрессивной среды. Чем большее их количество, тем крепче посадка шипа.

  1. Однофланцевые – только нижний фланец.
  2. Двухфланцевые – вертикальные фланцы один над другим.
  3. Трехфланцевые – с дополнительным фиксирующим фланцем.

По форме шипа:

Круглые

Дольше сохраняют эксплуатационные свойства. Недостаточное сцепление с дорогой и удержание в шине. Оптимальное соотношение «цена – качество».

Овальные

Рабочая поверхность больше, значит более эффективны. Менее шумные. Средний ценовой диапазон.

Многогранные

Высокая эффективность, низкая износостойкость. Самые дорогие.

 

Виды протектора

Универсальной резины со 100% эффективностью не бывает. Производители разрабатывают отдельные типы протектора для различных дорожных условий.

Зимние покрышки разделяют на две категории:

Европейские

Отличительной особенностью является относительно неглубокий рисунок, малое количество ламелей, повышенная жесткость резины. Конструкция рассчитана для эксплуатации в условиях умеренного климата. Хорошо подходит для езды в пределах населенного пункта с расчищенным покрытием.
Из-за негативного воздействия на дорожное покрытие, в ряде стран покрышки с шипами запрещены. Поэтому шипованных европейских протекторов не бывает.

Скандинавские

Отличаются большой глубиной рисунка – 10 мм и больше, а также наличием ламелей. Химический состав резины позволяет не замерзать при крайне низких температурах.
Рассчитаны для эксплуатации на заснеженных или обледенелых дорогах. Именно скандинавские покрышки дополнительно оснащаются шипами.
Отличаются шины и рисунком протектора.
Симметричный ненаправленный.

Универсальная

Половинки профиля одинаковые. Расположение рисунка позволяет комфортно передвигаться по неоднородному покрытию, преодолевать легкое бездорожье. Не любит скоростных режимов. Оптимальное соотношение «цена – качество».

Симметричный направленный

Дождевая резина. Приспособлены для движения по ровному мокрому полотну, обеспечивая эффективную курсовую устойчивость и управляемость. Зимой это талый снег и слякоть. Хуже работает на неровностях – теряется сцепление.

Скоростная резина

Разные половинки профиля, отвечающие определенным условиям. Внешняя половина представлена жесткими массивными блоками. Обеспечивает маневренность на больших скоростях.
Внутренняя – более мягкая с большим количеством канавок для отвода воды. Обеспечивает мягкий плавный ход.
Асимметричный направленный.
Усовершенствованный. Имеет два разных профиля, но направленных по ходу движения. Конструкция позволяет более эффективно реагировать на изменения дорожного покрытия.
При установке резины на автомобиль, необходимо соблюдать направленность движения.

Ламели

Элемент протектора в виде надрезов. Усиливает сцепление с дорогой и водоотток с рабочей поверхности.
Доработанный элемент позволяет откачивать воду по принципу насоса.
Ламели используются, в основном, на твердом ровном покрытии. Малоэффективны на ледяной, заснеженной дороге. Из-за этих характеристик шипы на них не устанавливаются.

Типоразмер

Для выбора подходящих зимних шин, нужно уметь правильно читать их маркировку.
Зимний комплект обозначается в виде снежинки или буквы W. В маркировке указываются размеры колеса, диаметр шины, дата изготовления, индексы скорости и грузоподъемности.
Дополнительно может указываться износостойкость материала – «Treadwear». 100 условных единиц соответствует пробегу 48 000 км.

Пример:
Типоразмер 205/60 R15 94 H XL расшифровывается так:
205 – ширина профиля в мм;
60 – соотношение высоты профиля к ее ширине. Чем выше соотношение, тем выше и высота;
R – радиальный корд;
15 – внутренний диаметр шины;
94 – максимальная нагрузка на колесо в кг или индекс нагрузки. Значения указаны в специальной таблице. 94 соответствует нагрузке в 670 кг. Превышение показателя снижает конструктивные характеристики резины.
Чтобы рассчитать индекс нагрузки, нужно массу автомобиля разделить на 4, + добавить запас 30%.
H – максимальная скорость для данной покрышки или индекс скорости. Указан в аннотации к автомобилю. H соответствует скорости в 210 км/ч;
XL – дополнительный показатель индекса нагрузки. Означает усиленную резину. То есть нагрузка на 3 единицы выше, чем у аналогичных.

Важно, при покупке автошины, учитывать срок ее хранения. Новыми считаются шины до 5 лет хранения, а после 7 – теряют полезные свойства.
Год выпуска также указан на боковой части. Обозначается 4 цифрами. Например, 1020 – означает, что покрышка выпущена на 10 неделе 2020 года.

Правила обкатки шипованных шин

Процесс обкатки – важный период эксплуатации новых покрышек. При установке шипы полностью не врезаются в протектор. Достигается это под давлением массы автомобиля.
Кроме того, шина состоит из различных по составу и свойствам слоев. Их притирка происходит в начале использования.

Отсюда и требования к обкатке:

  • Сухое не скользкое покрытие.
  • Температура воздуха меньше 7°С.
  • Установка шипованной резины одной модели на все 4 колеса.
  • Скорость движения – 60-70 км/ч.
  • Пробег 500-800 км.
  • Аккуратное маневрирование, без резких разгонов, торможений, поворотов. Избегание ударов колес.
  • Равномерный износ резины – правильная балансировка, развал-схождение.
  • Давление шин – 2,8 бар. Проверять ежемесячно.
  • Чистота протектора – отсутствие посторонних предметов и камней.
  • Накачка покрышек в помещении в остывшем состоянии.

Определить окончание обкатки можно по истиранию специальных индикаторов:

  • рифление вокруг шипа;
  • мини-канавки;
  • наклейки;
  • испарение смазки.
  • Срок службы зимней резины.
  • Срок эксплуатации шин зависит от различных факторов:
  • страна производитель;
  • способа хранения;
  • давления шин;
  • состояние дорог;
  • стиль вождения;
  • разбалансировка колес;
  • нарушение развала-схождения.

При соблюдении нормальных условий хранения и эксплуатации шипованной резины срок службы составляет 7 лет или 50-60 тыс. км.

На износ резины указывают параметры:

  1. глубина протектора менее 4 мм;
  2. отсутствие более 50% шипов;
  3. истирание шипов.

Как сэкономить на покупке зимней резины.

Приобрести дешево зимнюю резину можно, например купить с рук б/у. Но насколько это оправдано? От качества покрышек напрямую зависит личная и транспортная безопасность.
Уметь экономить нужно правильно. Не зря говорят: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешево».
Рассмотрим варианты грамотной экономии:
Изучить типоразмер шин, предусмотренных для конкретной модели авто. Купить самый меньший.
Проанализировать качество резины дочерних марок фирменных брендов. Если сравнить шины марки Continental и Matador, то по техническим характеристикам разница небольшая. А вот цена последней значительно меньше.
Выбрать официального дилера – гарантированное приобретение качественной, не поддельной продукции.
Учесть дату производства. Чем дольше лежала на складе покрышка, тем меньше у нее срок годности и тем быстрее ее придется менять.
Купить резину в конце сезона, когда проходят распродажи и акции.
Покупать следует исключительно новую резину. Бывшая в употреблении покрышка может оказаться непригодной для эксплуатации.

Подводя итог сказанному, нужно запомнить:
Шипованная шина используется для езды по заснеженной, обледенелой дороге, преимущественно в северных регионах.
При выборе новой резины нужно учитывать тип протектора, вид шипа и уметь читать маркировку. Именно эти сведения помогут подобрать оптимальный вариант.
Чтобы сохранить шипы, обязательно пройти обкатку ведь экономить нужно грамотно!